Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
ст. Бородинской
Приморско-Ахтарского района
Краснодарского края

 Домашняя поиск оглавление обратная связь

 

 

английский языкхимияизобразительное искусство

кружковая работакубановедение

 

математика

Об использовании некоторых принципов обучения на уроках геометрии в 10 классе.                                              Учитель математики Буянкина С.И.

Устные упражнения на уроках алгебры и начал анализа. Повторение. 11 класс.                                              Учитель математики Буянкина С.И.

Английский язык

Достопримечательности Лондона

Страноведческая викторина

Урок в 9 классе.

Учитель: Можнова Елена Николаевна.

 

View of Britain.

Sightseeing of London.

 

View of Britain. Tour around London.

 

Цели и задачи урока: продолжить работу над повышением скорости чтения; развивать умение понимать на слух англоязычную речь с целью восприятия детального содержания текста; совершенствовать грамматические навыки употребления артикля с географическими названиями и именами собственными; развивать умение запрашивать информацию в разных формах в зависимости от ситуации общения.

Воспитательный аспект: воспитание уважительного отношения к другой культуре.

 

ТСО: компьютер, экранный проектор, магнитофон.

 

                       План урока.

 

1.Вступительное слово учителя (ознакомление с задачами и ходом урока).

2.Фонетическая отработка звуков путем проговаривания английских пословиц и поговорок.

3.Проверка домашнего задания (развитие навыков чтения и говорения).

4.Аудирование текста «Достопримечательности Лондона» с целью восприятия детальной информации.

5.Пение отрывка из мюзикла «Призрак оперы» с целью совершенствования произносительных навыков.

6.Систематизация грамматического материала (употребление артикля с собственными существительными).

7.Проведение мини-викторины с целью закрепления полученных знаний по страноведению.

8.Индивидуальная и групповая работа (составление интервью и диалогов) – совершенствование разговорных навыков.

9. Объяснение домашнего задания, выставление оценок.

10.(Если остается время) Краткое описание видов Лондона (развитие навыков монологической речи).

 

                     Ход урока.

 

1. СЛАЙД 1. Good morning! Today we gathered together to talk about Great Britain.

СЛАЙД 2. At first we’ll brush up your phonetics. Then we’ll check up your home task. You’ll listen to the speech about sights of London and get to know some interesting things about the capital of the UK. We’ll sing a little, work at grammar and do a mini- quiz, then you begin working at dialogues which will be your home task. Let’s start.

 

2.Фонетическая зарядка.

Brush up your phonetics. Repeat after me:

  • The more we learn the more we know.
  • East or West home is best.
  • Unique New York.
  • No living man all thing can.

3.Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают текст View of Britain( см. приложение) и отвечают на вопросы учителя:

  • How do the Englishmen call the UK in everyday speech?
  • What country of the UK is not included in Great Britain?
  • Who was the founder of the Lake School of poets?
  • Where is the Lake District situated? Etc.

 

4. СЛАЙДЫ 3 -18. Аудирование текста Tour around London c показом достопримечательностей на экране (см. приложение). Сильные ученики заранее получают задание – составить сообщение о любом из видов Лондона. Они выступают с сообщениями во время просмотра слайдов.

 

5.СЛАЙД18. Прослушивание отрывка “the Phantom of the Opera” и пение под фонограмму. (См. слайд18. или кассету к УМК Кузовлева 9класс.)

 

Christine 

  In sleep he sang to me

  In dreams he came

  That voice which calls to me

  And speaks my name

  And do I dream again

  For now I find

  The phantom of the opera is there

  Inside my mind

 

The phantom 

  Sing once again with me

  Our strange duet

  My power over you

  Grows stronger yet

  And though you turn from me

  To glance behind

  The phantom of the opera is there

  Inside your mind

 

Christine

  Those who have seen your face

  Draw back in fear

  I am the mask you wear

 

The phantom

  It's me they hear

 

Christine (in duet with the phantom)

  Your spirit and my voice in one combined

 

The phantom (in duet with Christine)

  My spirit and your voice in one combined

 

Both

  The phantom of the opera is there

 

Christine (in duet)

  Inside my mind

 

The phantom (in duet)

  Inside your mind

 

Choir (very, very soft)

  He's there,

  The phantom of the opera

  Beware,

  The phantom of the opera

 

The phantom

  In all your fantasy

  You always knew

  That man and mystery

 

Christine

  Were both in you

 

Both

  And in this labyrinth

  Were night is blind

  The phantom of the opera is

 

Christine (in duet)

  Here

 

The phantom (in duet)

  There

 

Christine

  Inside my mind

 

The phantom

  Sing! My angel of music

 

Christine

  He's there

  The phantom of the opera

 

Christine starts wailing

The phantom

  Sing...

 

Christine continues wailing,

and keeps on wailing after every

sentence the Phantom sings

The phantom

  Sing for me...

  Sing, my angel of music!

  Sing for me!

 

6.СЛАЙДЫ19 – 21. Систематизация грамматического материала.

 

7.Проведение викторины. (Вопросы викторины ученики составляют заранее с помощью учителя во избежание ошибок. Викторина проводится учениками, готовившими вопросы.)

Teacher: Those who get five tickets for answers will get the mark “5”.

Pupils:

On what river is London situated?

What is the name of the Queen of England?

Name the states of Great Britain.

What is the symbol of England?

What is Great Britain separated from France by?

What birds are guarded in the Tower?

Where was Shakespeare born?

What is the official home of British Royal family?

What is the name of the bell which strikes the hours in the Clock Tower in London?

Where is the Nelson’s column situated?

What square is the heart of London?

What is the oldest part of London?

 

8. Составление диалогов и интервью. Слабым ученикам раздаются карточки с диалогами, которые после отработки диалога заменяются новыми (см. приложение). Учитель подходит к учащимся, контролируя составление диалогов. Наиболее удачные диалоги заслушиваются на уроке.

 

9.Домашнее задание – закончить работу над диалогами, на следующем уроке драматизировать диалоги. Слабым ученикам  -  выучить диалоги наизусть.

 

10. Учащимся раздаются фотографии с видами Лондона с целью краткого описания достопримечательностей. По окончании урока на экране отображается последний слайд “Thank you for your work”. Учитель выставляет отметки и анализирует работу учащихся.

 Tour around London 

I hope you will enjoy your tour around the city.

There are many historical places in London. The Tower is the most famous of all the historical buildings in London. It was built in the 11th century. In the past the Tower of London served as a palace and as a state prison, but now it is a museum. Another old building is the Westminster Palace which is the seat of Parliament. Buckingham Palace is the Queen’s residence. Of course every visitor wants to see Big Ben – the great bell which strikes the hour. It is in the Clock Tower of the Houses of Parliament, which is situated on the bank of the river Thames.

There are a number of churches and cathedrals in London. The most famous are: St. Paul’s Cathedral, St. James’ Cathedral, Westminster Abbey. Tourists always go to see them. Many of Great Britain’s famous men are buried in Westminster Abbey.

London has many parks which are known all over the world. Among them is Hyde Park with its Speaker’s Corner where everybody may speak to a large audience, Regent’s Park, St. James’ Park, Kensington Gardens and many smaller parks.

London bridges are also very exciting sights. They are: Tower Bridge, the London Bridge, the Westminster Bridge and many others.

The most famous squares of London are Piccadilly Circus and Trafalgar Square.

Piccadilly Circus is the real heart of London. Within a few hundred yards of it we find most of London’s best known theatres and cinemas.

Trafalgar Square is the centre of the West End. It is the place where mass meetings and demonstrations take place. In the centre of Trafalgar Square there is Nelson’s Column with the figure of the great seaman.

London has more theatres and concert halls, more picture galleries and museums than any other city in Britain.

One of the largest world’s museums is the British Museum. It is very interesting to see the wax figures of Madame Tussaud’s Museum, the National History Museum and many others.

If you want to see the most famous and beautiful paintings of the world you must go to the Tate Gallery, the National Portrait Gallery and the National Gallery of Fine Arts.

And if you want to listen to beautiful music you can buy ticket to many of London’s concert halls and theatres.

Covent Garden is one of the famous London’s opera houses. Many best known shows, musicals and operas were performed there.  

 Card 1.

Read and act the dialogue.

-         Hello, Jane.

-         Hi, Sam. I haven’t seen you for a long time. Where have you been?

-         I have been to Moscow.

-         Did you like there?

-         Of course. Most of all I liked the Red Square. But I think, our Piccadilly Circus is more exciting sight. It’s a real heart of London.

-         I think so.

 

 Card 2.

Read and act the dialogue.

-         Good morning, Mr. Evans.

-         Hello, Mike.

-         When did you come back to Liverpool?

-         A week ago.

-         What did you do in London?

-         I was there on business. But I also had a chance to go to Covent Garden.

-         Really?

-         Yes. “Phantom of the Opera” was performed there. The music was great! The singers were beautiful.

-         I know, I know. I’ve seen this musical on TV.

 

_____________________________________________________________________________                       Card 3.

 Read and act the dialogue.

-         How was your holyday?

-         It was great! Went to London.

-         How long were you there?

-         We stayed there on five days.

-         Where did you live?

-         We lived at a hotel. Every day we went on excursion around London. And most of all I liked their Cathedrals.

-         What cathedrals?

-         St.Paul’s Cathedral, St.James’ Cathedral, Westminster Abbey.

-         Oh, I know, the most famous British people are buried there.

-         Yes, you are right.

 

____________________________________________________________________________

 Card 4. 

Read and act the dialogue.

-         Hello.

-         Hello, how are you?

-         I’m nice, thank you. And you?

-         Just imagine. I’ve had a trip to London. It was great!

-         What is your impression of London parks? I’ve heard, they are the most beautiful of all parks of the world.

-         Yes, I agree with you. Londoners take care about their parks, so Hyde Park, Green Park and Kensington Gardens were perfect.

 

 

       Card 5.

 Заполни пропуски.

     1). The Clock Tower of British Parliament has a great bell, called ______. 

     2). If you want to see the national collections of zoology and botany. You must go to ______.

     3). Tower Bridge is across ______.

     4). ______ is the centre of West End.

     5). The ravens live in _______, they are part London’s history.

__________________________________________________________________________

    Card 6.

Read and act the dialogue.

-         Hello. Could you give us some information about London’s most famous sights?

-         What have you already seen in London?

-         We haven’t seen anything yet. We have only just come.

-         Have a look at the leaflets over there and take what you like.

-         OK, fine. Let’s go to Trafalgar Square. And also I want to visit picture galleries. For example, National Portrait Gallery and National Gallery of Fine Arts.

 ________________________________________________________________________

Card 7.

 Read and act the dialogue.

-         Good morning. How can I help you?

-         I’m a stranger in London. I can’t find the way to the Buckingham Palace. I’d like to see the ceremony of Changing the Guard.

-         Yes, it’s really exciting sight. Well… Let me think… Aha, take Number 2 bus, you’ll get off at the seventh stop; you should go along the street just till Buckingham Palace. Have a nice trip.

-         Many thanks!

-         You are welcome!

 

____________________________________________________________________________

Do You Know The UK?

                                                       Quiz (9th form)

                   

 

                                              

 

                                           

                                      Страноведческая викторина

 

                   “Do You Know the UK?” (9 класс)

 

            Викторина проводится между двумя командами по 10-15 человек. Каждая команда имеет капитана, который представляет свою команду в приветствии-представлении(на самом деле – фонетический конкурс чтецов). Жюри состоит из 5 человек: 2 учителя и 3 учащихся старших классов.

            Вопросы викторины поделены на 4 темы: история, география, литература, культура (всего 60 вопросов). Номера вопросов написаны на карточках и хранятся в закрытой коробке. К викторине учащиеся готовятся заранее по предложенным темам.

            За каждый правильный ответ команда получает жетон. Побеждает команда, получившая наибольшее количество жетонов.

            Начинает викторину та команда, чей капитан победил в фонетическом конкурсе.

                                            

                                               Ход мероприятия.

            Teacher: Good afternoon! We are glad to see you at our meeting. First of all let me introduce our teams today. The first one is called “Vikings”, and it’s capitan is… The second team is called “Gentlemen” and it’s capitan is… The members of our jury are…

            Now listen to the rules of our quiz “Do You Know the UK?” The quiz consists of 60 questions deal with English history, geography, literature and culture. You take out a card with the number of the question and must answer the question. The team which gives the correct answer the first will take the next card. You must gather as many cards as you can. That team which gathers the most number of cards will win.

            But at first we must choose the beginner of the quiz. The leader of you team will have a phonetic competition. He will recite a poem, the jury will determine the best raciter. He will take

out the first card.

            Capitan 1: I will read a poem by Robert Burns.

 

 My Heart’s in the Highlands, my heart is not here;

My heart’s in the Highlands, a chasing the deer;

 Chasing the wild deer, and following the roe –

My heart’s in the Highlands wherever I go.

 

            Farewell to the Highlands, farewell to the North,

            The birth-place of valor, the country of worth,

            Wherever I wonder wherever I rove

            The hills of the Highlands forever I love.

           

            Farewell to the mountains high cover’d with snow;

            Farewell to the straths and green valleys bellow:

            Farewell to the forests and wild-hanging woods,

            Farewell to the torrents and loud-pouring floods.

           

            Capitan2: I will read a sonnet by Shakespeare.

                                   Sonnet25.

 

Let those who are in favour with their stars

Of public honour and proud titles boast,

Whilst I whom fortune of such triumph bars,

Unlooked for joy in that I honour most.

Great princes favourites their fair leaves spread

But as the marigold at the sun’s eye,

And in themselves their pride lies buried,

For at a frown they in their glory die.

The painful warrior famoused for fight,

After a thousand victories once foiled,

Is from the book of honour razed quite

And all the rest forgot for which he toiled.

Then happy I that love and am beloved,

Where I may not remove nor be removed.

                         QUIZ.                                    

1. How many letters are there in English alphabet?

2. How many sounds are there in English phonetic system?

3. On what river is London situated?

4. Which is the longest river of Great Britain?

5. What is the name of the Queen of England?

6. How many Houses are there in the British Parliament?

7. Name the states of Great Britain.

8. What color is the flag of Great Britain?

9. What is the symbol of England?

10. What is the symbol of Wales?

11. Name the nationality of Wales’ inhabitants.

12. What university is the most famous in England?

13. What colour are English taxies?

14. What was Sherlock  Holmes’ favourite transport?

15. Name the time of traditional English tea?

16. What is “white coffee”?

17. What is Great Britain separated from France by?

18. Which birds are guarded in the Tower?

19. What city is the capital of Scotland?

20. What was the name of Welsh princess loved by all Englishmen?

 21. What is the traditional English morning dish?

22. What are the traditional clothes of Scots?

23.  Who is the author of the most popular detective stories in England?

24. Name the main character of Conan Doyle’s detective stories.

25. What street did Sherlock Holmes live at?

26. Name the famous hero of English legends.

27. Who is the author of famous Scottish ballades?

28. Where was Shakespeare born?

29. What were the names of the enimitious families in “Romeo and Juliet”?

30. How old were Romeo and Juliet?

31. At what age do English children enter the school?

32. What is the name of a nurse who flies to the children when the wind changes?

33. What illness is called “a cold”?

34. What is the official home of British Royal family?

35. What ceremony do foreign tourists like to watch in Buckingham Palace?

36. What is the crowning place of British king and queen?

37. What is the author of well-known English novel “Jane Eyre”?

38. What is the name of the bell which strikes the hours in the Clock Tower in London?

39. How can you call a man who is polite, kind and honourable?

40. What is the name of the sea between Ireland and Great Britain?

41. Where is the Nelson’s Column situated?

42. What is the British unite of money?

43. Name the type of football played with an oval ball.

44. What famous place was used as a royal palace, a castle, a prison and now is a museum?

45. What is a “double-decker”?

46. What novel made famous Daniel Defoe?

47. What was the name of a famous Scottish commercial, who gave his name to the popular English tea?

48. What does Lord Chancellor sit on?

49. What day do the English celebrate on the 5th of November?

50. What square is the heart of London?

51. What is the biggest holiday of the year in Great Britain?

52. How is called the meeting of Welshmen interested in Welsh poetry, songs and music?

53. What is the national emblem of Scotland?

54. How many universities were there in England in the early 19th century?

55. What is the oldest part of London?

56. In what park is the London Zoo situated?

57. Is “Great Britain a geographical or political expression?

58. Who were the only students of the English universities in the 19th century?

59. Who invaded Britain in the 8th century?

60. When was the name “United Kingdom” introduced?

 Teacher: We have played and learned well. When asking questions you had to think and remember so many things you knew from your English lessons, History and Literature. Thank you.

Now count your cards, and then the members of our jury will determine the winner. But I should say that you all won in this quiz.

 

После подсчёта выигранных жетонов жюри объявляет команду-победителя. Учитель отмечает наиболее активных учеников.

   вверх  домашняя     

Кубановедение

Родная станица - Бородинская

Станичные посиделки

Жизнь в песне

 

Урок - путешествие

Тема: Родная станица - Бородинская

 

«ТЫ, СТАНИЦА МОЯ
ЛЮБЛЮ Я ТЕБЯ, РОДНАЯ»

   Учитель начальных классов   Прийма Людмила Евгеньевна

 

Тема: Родная станица – Бородинская. «Ты, станица моя, люблю я тебя, родная»

Цель: Познакомить с историей возникновения станицы и её месторасположением на карте Краснодарского края,  её достопримечательностями.

Воспитание любви и гордости к своему краю, к своей станице.

Работать над развитием памяти и мышления, речи.

 

 Оборудование:

Физическая карта Краснодарского края.

План станицы и её окрестностей,

Фотографии достопримечательностей, важных зданий и мест станицы

Выставка сочинений учащихся « Моя родная станица.»

Творческие работы :рисунки и сочинения «Моя станица в будущем»

Стенд «Знаменитые наши земляки»

 

1. Проверка готовности к уроку. Объявление темы, целей.

Учитель:

- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие по нашему Краснодарскому краю, по  нашей станице. Узнаем, как и когда она возникла, её место на карте  Краснодарского края, какие достопримечательности, важные места и здания  находятся на её территории, вспомним наших знаменитых земляков.

Обращение к гостям:

Дорогие гости, заходите, проходите

На урок кубанский посмотрите

Тритий класс, третий класс вас приветствует сейчас.

 

Рады гостям как добрым кубанским новостям.

Рады гостям присаживайтесь.

Где потеснее, там веселее.

 

Красному гостю – красное место

 

Соблюдая традиции наших уроков по кубановедению, отправляясь в путь мы проведём Минутку поэзии. Пусть звучат стихи и песни о нашем крае (песня «Ой, да ты кубанский край».

Кубань моя, жемчужина России

Пшеницы необъятные поля,

А где ещё такое небо синее ,

А где еще такие тополя?

 

Ты весной чудесен

Летом щедр ,как в сказке,

Край хлебов и песен –

Край наш Краснодарский.

 

Богат наш край

Садами и хлебами

Цемент и нефть он Родине даёт

Но самый ценный капитал Кубани

Простой и скромный труженик народ.

 

 

 

Мир спелого хлеба

Бирюзового неба

Шум степных кораблей

На Кубани моей.

 

 

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань.

Леса и поляны,

Сады и лиманы-

Всё это родная Кубань.

 

Ты цвети, моя Кубань

Становись всё краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше.

 

Спасибо, ребята. Теперь можно отправляться в путь. Не сбиться с пути и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия.

(Лист с картой путешествия  на доске.)

-Наш край разделён на районы. А в каком районе мы с вами живём? (Приморско – Ахтарском).

 

-Правильно, ребята. В нашем районе много станиц больших и маленьких, хуторов ,которые находятся далеко и близко от районного центра. Но нам дорога и мила та станица,в которой мы живём.

Как называется наша станица? (ответ детей хором –БОРОДИНСКАЯ).

-Совершенно верно. На нашей карте путешествия первая остановка-

 

ОСТАНОВКА «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»

 

Обратимся к физической карте Краснодарского края.

Наша станица находится в Краснодарском крае, в Приморско – Ахтарском районе в 8 км от районного центра. Расположена в живописном месте - северо- западная часть омывается Азовским морем, а северная сторона-Бейсугским лиманом. (Учитель показывает месторасположение станицы и для закрепления вызывает еще  2-3 учеников).

 

ОСТАНОВКА «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

 

-А как возникла наша станица? Когда? И почему её так назвали?

(Выходят дети и читают грамоту)

1ученик:

Ой, вы люди добрые, кубанцы верные.

Слушайте все-да не говорите, что не слышали.

Смотрите все - да не говорите, что не видели.

2 ученик:

В 1891 году на плодородных землях нынешней станицы сначала образовался хутор Ново - Марьянский. Поначалу  было всего  20 дворов.

 

3 ученик:

В  честь  100-летия Бородинского сражения и победы русских войск над французами станица была переименована в Бородинскую.

4 ученик:

А также в память об участнике этих событий, о военноначальнике казаке по фамилии Борода.

Учитель:

Запомнили, ребята. Вот почему наша станица называется БОРОДИНСКАЯ, и первым помощником атамана был Коршак Пиман (Показывает фото)

Отправляемся дальше в путешествие .Следующая остановка

 

ОСТАНОВКА «ВАЖНЫЕ МЕСТА»

 

(Ребята  выходят с фотографиями, сделанные во время экскурсии)

Фоторепортаж:

1 ученик:

Самым важным местом в нашей станице и зданием является здание администрации. Его можно сразу узнать, потому что над ним развевается кубанский флаг. Мы знаем, что глава  нашей станицы – Чигрин  Анатолий Николаевич, который  приходил к нам на праздник казачат.

2 ученик:

А для нас сейчас самым важным местом в станице является школа. Она большая и светлая. В нашей школе есть библиотека, столовая, спортивный зал, и компьютерный класс. Во дворе спортивная площадка. В нашу школу приезжают учиться ребята с хутора Морозовского. И мы хорошо знаем ,что директор нашей школы –Роменко Владимир Викторович.

3 ученик:

В самом центре станицы и, наверно. Самым заметным рядом с Домом Культуры находится Аллея Памяти, Памятник Воину Освободителю, который был, воздвигнут в память о погибших односельчанах в годы войны.

4 ученик:

В нашей станице находится Дом интернат для престарелых людей, единственный в районе, где  нашли заботу и внимание бабушки и дедушки.

5 ученик:

Недалеко от него находится  Православный Храм. Он восстановлен на средства жителей нашей станицы. В ноябре месяце он был открыт и получил название Андрея Вознесенского. 

Как и каждой станице у нас есть почта, медпункт, Дом культуры и сеть магазинов. А вот это здание вы узнали?

(показывается фото детского сада «Теремок»)

Правильно, ребята, это д\с «Теремок»,который вы посещали перед школой.

Вот такие замечательные места и достопримечательности есть в нашей станице,

А есть в нашей станице сквер – парк? (ответ- да)

Давайте представим себе, что мы отправились в парк на прогулку и проведём физминутку,

Путешествие наше продолжается. Следующая остановка

ОСТАНОВКА «ГОРДОСТЬ СТАНИЦЫ»

Обратимся к стенду «Знаменитые наши земляки»

Прежде всего, к уважаемым жителям нашей станицы мы можем назвать ветеранов Великой Отечественной войны. Мы их хорошо знаем. Их дома отмечены памятными красными табличками.

Наша станица не только красивое  место, но живут в ней замечательные и трудолюбивые люди.

 Я хочу вам рассказать о простой женщине труженице

 и хочу, чтобы вы запомнили её  это Притыка Мария Ивановна.

(учитель показывает её портрет)

Она много лет проработала в колхозе, была бригадиром садоводческой бригады. Награждена правительственными наградами и орденами.

Гордостью нашей станицы мы считаем, Хайдарова Рустама, Ученика нашей школы .Ему было всего 19 лет, когда он погиб в Дагестане выполняя интернациональный долг.

Среди наших гостей находится старшая пионервожатая Турова Н.Д. Она расскажет о  поисковой работе с пионерами.

Учитель:

Я надеюсь, Что и вы когда вырастите, будите приумножать славу нашей станицы, постараетесь, чтобы она была ещё лучше, ещё краше, ещё знаменитее.

Мы прибываем на последнюю остановку

ОСТАНОВКА «НАШИ МЕЧТЫ»

 Мы писали с вами сочинения «Моя  родная станица» и «Станица в будущем». Все ваши сочинения заканчиваются, что вы любите станицу. А что вы .маленькие жители станицы. можете сделать, чтобы она была красивее, чище, краше?

(Ответы детей :следить за чистотой своего двора, содержать в порядке школьный двор, не бросать бумажки, мусор, сажать цветы, саженцы около домов ,около школы)

А теперь, давайте помечтаем.

Зачитывается лучшее сочинение «Станица в будущем»

Подведение итога:

Игра «ДА  да-да ,нет- нет- нет»

(учитель задаёт вопрос ,а дети отвечают)

-Наша станица образовалась в 1991г.?

Нет – нет – нет. 1891 году

-Первое название станицы было Новотиторовская?

Нет – нет – нет. Ново - Марьянская

-Наша станица находится около Чёрного моря?

Нет – нет – нет. Около Азовского моря.

-Мы живём в Краснодарском крае?

Да – да – да.

-В нашей станице есть улица Ленина?

Да – да – да.

-Нашего директора школы зовут  Роменко Георгий Филиппович?

(нет-нет нет. Его зовут  Владимир Викторович)

 

Вот и закончилось наше путешествие .Закончить урок  мне хотелось бы стихотворением, которое сочинил ученик нашей школы:

Ты, станица  моя,

Люблю я тебя, родная.

Здесь ходил я в дедсад

С друзьями своими играя

Я люблю твой сквер тенистый

Рядом рыночек крытый есть.

Горка, ларь, медпункт и почта

Всё, что нужно для жизни есть.

Здесь учиться хожу я в школу

Во дворе гоняю в футбол

Лучше места, Чем наша станица ,

Я ещё нигде не нашёл.

 

 

Что вы узнали нового о нашей станице?

Что запомнилось?

Чьи сообщения понравились?

вверх  домашняя     

 

Учитель музыки Черныш Марина Ильинична

Станичные посиделки.

Цель: Воспитание любви к Родине, формирование гражданской позиции через восприятие и осмысление  учащимися культурных ценностей Кубани, кубанского народа, сохранение обычаев.

(Все участники праздника на заднем плане проводят игры: «Ручеёк», «Колечко» и т. д.)

Ведущий 1: «Приветствуем, вас добрые люди!»

Ведущий 2: «Добро пожаловать, дорогие гости!»

Ведущий 1: «Просим в курень. Красному гостю – почетное место»

Ведущий 2: «Будьте, как дома присаживайтесь, чайку откушать да нас послушать»

Вместе: «Милости просим»

Ведущий 1:

На завалинках в светёлках

Иль на брёвнышках таких,

Собирали посиделки

Молодых и пожилых

При лучине мы сидели,

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как в горелки?!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ведущий 2:

Быт людей отмечен веком

Поменялся старый мир

Нынче все мы по сусекам

Новых дач или квартир

Нам досуг порою мелок

И чего тут говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить!

 

Ведущий 1: Гостям места хватило, а не тесно ли хозяевам?

Ведущий 2: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, поговорим ладком (все рассаживаются) .

Учащиеся читают стихи.

1-й. Ты был на Кубани? А ты побывай!

       Отличные люди, прославленный край!

        Здесь примут тебя как хорошего друга,

        Покажут, как землю ворочают плугом,

         Как хлеб убирают, как стол накрывают,

         Как в горнице гостя у нас угощают!

2-й.  Люблю тебя, край мой – просторы краснодарские,

         И труд хлебороба, и песни, и пляски.

         Улыбку и радость на лицах казачьих

         Суровых и смуглых простых, но горячих.

3-й.   Мать-Кубань, тебе хвала

          В веках ты видела не мало

          Когда б ты говорить могла

          Ты многое бы рассказала!

4-й.   Выйду в поле рано раненько,

          Посмотрю на хлеба высокие.

          Ой, ты степь моя, степь кубанская,

           Ты поешь, звенишь каждым зёрнышком,

           Ты в душе моей словно солнышко.

5-й.     Моя Кубань – горы и поля,

            Моя Кубань – щедрая земля,

            Моя Кубань – гордый твой народ

             Тебя любимою зовёт.

6-й.     Два моря тебя омывают родная земля

            Повсюду от края до края шумят тополя

            Куда ни кинешь взгляд – хлеба высокие стоят,

            И песню звонкую свою сады задумчиво поют.

7-й.      Хороши кубанские просторы

             Плодородна щедрая земля.

             Нивы необъятные, как море.

             Край казачий – Родина моя!

           

 8-й.      Посмотрите вокруг – зачарует краса

              Нету края прекраснее нашего

              Золотятся хлеба, зеленеют леса

              Даль морская лазурью окрашена

              А какие сады на Кубани у нас

              А какие девчата красавицы!

 

Песня: «Здравствуй, наша Кубань»

Слова С.Хохлова            музыка Г. Пономаренко

 

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край –

Наш  Черноморский

Наш Приазовский

Наш Краснодарский край.

 

 

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край

С солнышком встанем

Степи распашем

Вырастим урожай.

 

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край

Хлебом да солью

Светлой любовью

В гости друзей встречай.

 

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край

Степью жемчужной

Крепкою дружбой

Путь казака венчай.

Ведущий 1: Мужики здесь мастера – ловко правят все дела.

 

Ведущий 2: Да и девочки под стать, им не станут уступать.

Ведущий 1: Посмотрите дорогие гости, какую прекрасную выставку подготовили ребята, а самым маленьким, конечно, помогали родители. И все при этом проявили выдумку, нашли применение своей фантазии.

Ведущий 1:

На Кубани так идёт

Что талантливый народ

Сам себе и жнец и швец

И на дудочке игрец

И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт

Утварь всю до дома справит

Чашей полной дом тот станет.

Припасли мы для вас забавушек на всякий лад: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. Удобно ли вам гости дорогие, видно ли, слышно? Да где же наши забавницы?

Девочка 1-ая:

Раздайся народ, меня пляска берёт

Пойду, попляшу – на народ погляжу

На народ погляжу, себя погляжу!

 

Девочка 2-ая:

Пойду плясать -

Никому не указать.

Буду петь и припевать

И глазами завлекать.

 

Исполняется песня «Кубаночка»

Слова О. Левицкого            музыка Г. Селезнёва.

 

Танец наш «Казачок» знает вся планета

И индус, и француз пляшут танец этот

Мы давно дружим с ними плясать готовы,

Но казачкам молодым нужен танец новый.

 

Припев:

Играй гармонист, золотые планочки

Ты играй веселей, спляшем мы «Кубаночку»

 

И Кубаночка в круг, подбоченясь вышла

Расцвела она вдруг, как весною вишня

Поплыла, гордая как лебедь

Бусы яркие горят, словно звёзды в небе.

 

Пусть зажглись за рекой первые рассветы,

По пути мне с тобой даже на край света

С нею век бы плясать и не расставаться

Жаль, что ночка коротка для такого танца.

 

(Песня обыгрывается,  исполняется танец)

Ведущий 1: По кубанскому обычаю, как водится вечера без игр, танцев не обходятся. Прежде чем назвать игру напомним старинное казачье поверье.

Ведущий 2: В старину на Кубани считалось: «Кто найдёт подкову, тому она счастье принесёт»

Игра «Передай подкову», последний у кого остаётся подкова получает приз.

 

Ведущий 1: Ловкие у нас казачки, и казаки тоже не лыком шиты.

 

Ведущий 2: Что за посиделки на Кубани без частушек?

1-й. Говорят частушки вроде

В наши дни уже не в моде

Разве дело только в моде?

Если любят их в народе!

 

2-й. Эй, девчонки – хохотушки!

Запевайте-ка частушки

Запевайте поскорей, чтобы было веселей!

 

Исполняются частушки:

Мы с веселой песней дружим

По - кубански говорим

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

 

Эх, сторонушка родная

Дорогая сторона

Здесь повсюду нас встречает

Бородинка – старина.

 

Старину мы уважаем

Старину мы бережём

О Ахтарском нашем крае

Песни звонкие поём.

 

Ты, играй, играй, гармошка

Гармошка кубанская

Я девчонка боевая

С края Краснодарского.

 

Мы вам пели и плясали

Каблучками топали

А теперь мы вас попросим

Чтобы вы похлопали.

 

Ведущий 1:

На краю Руси обширной

Вдоль кубанских берегов

Проживает тихо, мирно

Войско кровных казаков

Много лет войску кубанскому

Много лет и казакам

Атаману войсковому

И станицам, городам.

Ведущий 2:

Есть у нас на улице дружные ребята

Как же вас зовут? – «Казачата» (говорят свою речёвку)

Они у нас народ дружный. Любят учиться, играть и веселиться. Может у вас есть свой секрет. (Ребята говорят правила по которым живут)

Ну сейчас посмотрим какие вы догадливые, послушайте загадки (отгадывают)

Загадки.

  1. Вырос в поле дом, полон дом зерном, стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на стебле золотом.
  2. Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный.
  3. Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается?
  4. Шесть ног, две головы, один хвост.
  5. Это что за потолок? То он низок, то высок? То он сер, то беловат,

      То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – кружевной и синий-синий.

  1. Никого не родила, а все матушкой зовут.
  2. Крепка звонка да отточена, кого поцелует, тот и с ног долой.
  3. Воет, свистит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног всех сбивает. Слышишь его да не видишь его.
  4. Погоны жёлтые, шашки острые, пики длинные, кони быстрые.

      Полем едут с песнями – искать царю чести, себе славы.

  1. На чужой спине едет, на своей груз везёт.
  2.   На горе-горушке стоит старушка. Руками машет – хлеба просит. Дашь ей хлеба – назад отдаёт.
  3. Уж меня трут, трут. Уж меня мнут, мнут.

      Водой заливают, в огонь сажают,

       А я всё терплю – на стол к людям спешу!

Ведущий: Молодцы, казачата! Так держать! Вырастут из вас добрые казаки!

 

Ведущий 1: А вот и время к обеду подошло, потянулся дымок от хат. Заволновали вкусные запахи народ честной. Ну-ка ребята, вспомните,  какие же блюда нашей кубанской кухни вы знаете?

(Борщ, пампушки с чесноком, пирожки с капустой, картошкой, творогом, взвар, каша с тыквой. Да много ли чего)

Девочка, исполняющая песню:

А вареничков не хотите отведать?

 

Песня «Варэнычки» (инсценировка песни)

Ой, мий милэнький варэнычков хочэ

Ой, мий милэнький варэнычков хочэ

Навары, милая

Навары, милая

Навары , е-хо-хо моя чернобрывая.

 

Тай дров жэ нэма, милый мий, милэнький

Тай дров жэ нэма, голубь мий, сизэнький

Нарубай милая

Нарубай милая

Нарубай, е-хо-хо моя чернобрывая.

 

Тай силы ж нэма, милый мий милэнький

Тай силы ж нэма, голубь мий, сизэнький

Помырай, милая. Помырай, милая

Помырай,  е-хо-хо моя чернобрывая.

Так с ким доживать будэш, мий милэнький

Так с ким дожывать, голуб мий сизэнький

И з кумой милая

И з кумой милая

И з кумой е-хо-хо моя чернобрывая.

 

Так ходим жэ до дому, мылый мий милэнький

Варэничков наварю, голуб мий сизэнький

Нэ балуй милая

Нэ балуй милая

Нэ балуй, е-хо-хо моя чернобрывая.

 

Ребёнок:

Счастлив край, весёл край,

Край - ты наша сила!

Ты цвети, наш край казачий уголок России!

(Звучит завершающая песня)

 

«Песня о родной земле»

Слова В. Бакалдина    музыка В. Лаптева.

 

Хорошо нам утром выйти в поле

Хорошо встречать рассвет на воле

И поёт душа о светлой доле

Песню о родной земле.

Припев:

Ой, да на Кубани зори ясны

Ой, да на Кубани вишни красны

      Ой, да на Кубани, под высоким небом

Золотом горят снега.

 

Хороша земля у нас на диво

Это наши степи, наши нивы

Нет, друзья, для нас судьбы счастливей

Чем трудиться на земле.

 

Хорошо идёт в полях робота

Мы берём всё новые высоты

И всегда у нас одна забота

О своей родной земле.

 

                      Ты цвети моя Кубань,

                      Становись всё краше.

                      Не уронит честь казачью

                      Поколенье наше!

вверх  домашняя     

Жизнь в песне.

        В.Г.Захарченко родился в 1938 году в станице Дядьковской Краснодарского края. Кубанские народные песни с раннего детства вошли в жизнь музыкально одарённого мальчика. В.Захарченко закончил Краснодарское музыкально- педагогическое училище, а затем консерваторию.                                    

         В 1974 году Виктор Гаврилович был назначен художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора. Это уникальный певческий коллектив. Его история ведёт отчёт с 14 октября 1811 года. Вначале в состав хора было всего несколько человек, которые пели в храме во время церковного богослужения. Постепенно репертуар обогащался казачьими песнями, классическими произведениями. Являясь хранителем народного творчества, хор на протяжении почти двух веков был в центре духовной и культурной жизни Кубани.

           С новым руководителем коллектив как бы заново обретает дыхание. Он становится известным не только в стране, но и за рубежом, занимает первые места на всероссийских конкурсах народных хоров , международных фестивалях. Хор объездил почти весь мир.

           Казачий хор знают и любят во всей России, но, конечно, особенно - у нас на Кубани. Яркие праздничные концерты идут при переполненных залах.

         В.Г. Захарченко создал краевую детскую Экспериментальную школу народного искусства, где ребята изучают культуру. Историю своего Отечества.

           Виктор Гаврилович создал огромное количество народных песен и обрядов – свыше тридцати тысяч! Поэт Сергей Хохлов писал: « Фольклорные песни, которые, как мельчайшие золотинки, с трепетом и осторожностью собирает в самых забытых станицах и хуторах руководитель казачьего хора В.Г.Захарченко, обогащают культуру каждого слушающего их, облагораживают душу…»

          Виктор Гаврилович- яркий, самобытный композитор, автор целого ряда полюбившихся народу песен.

          Родина высоко оценила заслуги В.Г.Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими медалями и орденами.

В.Г.Захарченко – народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин ст. Дядьковской и города  Краснодара.                                                                                                                                 Лишь запоёт кубанский хор

В лихих кубанках и черкесках,

 Я вижу дедов дом и двор, 

За ними даль в пшеничных всплесках…

Лишь запоёт кубанский хор

 Или блеснёт казачий танец, 

 Как будто солнце из-за гор 

Всё сразу над Кубанью встанет…

Лишь запоёт кубанский хор 

Понятно всем его наречье, 

 И шире степи, выше гор  

 Душа бывает человечья…

        В песнях- душа народа. Звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают чаяния и думы создавших их людей, но и служат документами истории.

       Песня может научить. В ней сочетается сила музыки и слова , а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляска, а значит именно в песне собираются вместе разные виды искусства.

        Стоит вслушаться а мелодию. Знакомую с детства. В привычные слова и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузится в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя. Слушаем в записи.

                            Ой, да Краснодарский край.

                            Музыка В. Захарченко

                             Слова С. Хохлова

Ой, да Краснодарский край,

Ой, да он богат лежит.

Ой, да по степи река,

Ой, да с гор крутых бежит.

 

Ой, да что ни полюшко.

Ой, да славой венчано.

Ой, да мать- кормилица,

Ой, да наша вечная.

 

Ой, да ты, казак лихой,

Ой, да Кочубеев сын.

Ой, да в этот трудный год,

Ой, да хлеб большой скосил.

 

Ой, да удивил весь мир,

Ой, да к солнцу поднял степь.

Ой, да принимай, страна,

Ой, да наш кубанский хлеб!

 

Как бы вы ответили на вопрос: «О чём эта песня?»

А что представляли себе вы, слушая песню в исполнении Кубанского казачьего хора?

(Ответы учащихся)При разучивании песни обращаем внимание на характер исполнения. Работаем над дикцией.

вверх  домашняя     

 

Кружковая работа

Певцы земли кубанской

образ родины в казачьих песнях

 

Кружок        «Казачья песня»

Руководитель кружка Черныш Марина Ильинична

Тема: «Танцуй и пой мой край Родной»

2 класс

Цель: Расширить представление  о  кубанской музыке, о традициях быта.

Воспитывать желание выражать свои чувства с помощью пения, движения.

Прививать любовь к танцам.

 

                                                                                                               Ход занятия.

 

Песня и танец- это богатство народа. По её историческим и походным образом можно представить историю страны, региона, народа.

Мы- потомки тех славных казаков, которые три века назад обживать кубанские земли, тоже любили на досуге вспомнить хорошие песни.

Не зря же за народной песней закрепилось точное определение, что она душа народа.

 

Тихо-тихо рядом сядем,

    Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

       Разноцветном, расписанном.

    Вслед за нею можно сразу,

           В дальний путь пуститься нам.

 

Душа народа живёт в его песнях. Из далёкого прошлого несут они веру, радость, мечту. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда рядом.

Это летопись, памятник пущенная через сердца.

 

«Ты, Кубань, ты наша Родина « - исполняем гимн Кубани.

 

Много песен о родной Кубанской природе. В них широкие Степи, высокие горы, быстрые реки.

 

« Песня о Родной земле» муз. Лаптева - разучиваем.

Работаем над первым куплетом, разучиваем слова. Ведём разговор о характере исполнения, работаем над дикцией.

 

Песни казаков Кубани – свидетели былых времён, их до сих пор поют в станицах края. Это золотой фонд казачьего фольклора.

 

В заключении занятия слушаем песню В.Захарченко « Ой, да Краснодарский Край» Вам понравилась песня? Какой характер? О чём эта песня? Мы будем учить тоже эту песню.

 

Итог занятия: Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо вам за активную работу, внимание и доброе отношение. Было принято с вами сегодня работать. Всего вам доброго.

вверх  домашняя     

 

ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «Казачья песня»

2класс

«Певцы земли кубанской»

(Народный композитор Г.Ф. Пономаренко)

Григорий Федорович Пономаренко (1921-1996) родился на Украине. В крестьянской семье Пономаренко музыкой не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером : никто лучше него не умел настраивать и восстанавливать старые баяны.

В школьные годы Гриша жил в семье дяди в Запорожье. Участвовал во всех школьных и городских конкурсах самодеятельности.  Максим Терентьев определил племянника в ученики к талантливому баянисту. Одарённый мальчик схватывал всё буквально на  лету. Часто ему бывало достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое произведение.

В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск. Служа в военном ансамбле, Пономаренко многому научился у старших товарищей-музыкантов.

Настоящая известность пришла к нему после войны. Работая в Куйбышеве (ныне Самара), Григорий Пономаренко стал автором любимых в России песен: «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «Иванушка», «Растёт в Волгограде берёзка». Эти песни сразу входили в душу как что-то очень родное и близкое.

В 1972 году Григория Фёдоровича пригласили на Кубань. До этого композитор никогда не бывал в нашем крае. Он был удивлён и до глубины души тронут тем, как напомнила ему кубанская земля родную Украину: звонким казачьим говором, раздольными песнями, белыми хатами под черепицей.

Г.Ф. Пономаренко познакомился с творчеством кубанских поэтов, узнал о том, как бережно хранят и тщательно собирают в нашем крае старинные казачьи песни.

Переехав с Волги на Кубань, Григорий Фёдорович побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен. Здесь, на Кубани, Пономаренко написал музыку к фильмам и спектаклям, к опереттам. Но главными в его творчестве оставались песни. «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке» на стихи И. Вараввы, «Трудовые руки», «Стал казак на камень» на стихи С. Хохлова, «Песня о Новороссийске», «Хутора», на стихи   К.Обойщикова и ещё десятки замечательных произведений.

Г.Ф. Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Он был народным композитором не только по званию. Его задушевные песни необходимы людям. Вот как писал об этом Сергей Хохлов:

Притихли лунные поляны,

Молчат берёзы в вышине-

Пономаренко на баяне

Поёт о русской стороне…

А сердце просит откровенья,

А сердце просит широты…

Играй, играй, Пономаренко,

И чтоб ни горя, ни беды!

В этих песнях говорится о главном: о России, О любви, о степенных зорях и бескрайних полях красавицы Кубани.

Здравствуй, наша Кубань!

Музыка Г. Пономаренко, стихи С. Хохлова.

 

 

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край-

Наш Черноморский,

Наш Приазовский,

Наш Краснодарский край!

 

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край!

С солнышком встанем,

Степи распашем,

Вырастим урожай.

 

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край!

Хлебом да солью,

Светлой любовью

В гости друзей встречай.

 

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край!

Степью жемчужной,

Крепкою дружбой

Путь казака венчай.

вверх  домашняя     

 

ЗАНЯТИЕ  КРУЖКА  «КАЗАЧЬЯ  ПЕСНЯ»  ВО  2  КЛАССЕ.                

ТЕМА:  «ОБРАЗ  РОДИНЫ  В  КАЗАЧЬИХ  ПЕСНЯХ».        

 

Ход занятия.              

Песня – это бесценное          богатство народа. По её историческим и походным образцам можно представить историю страны, региона, народа. По семейно-бытовым и лирическим песням, а также по песням шуточного и плясового характера можно познать быт людей, их обычаи.

Эх, Кубань ты, неоглядная,

Золотых хлебов простор.

Ветерка струя прохладная

Потянула с дальних гор.

Ветерок погнал над нивами

В синем небе облака.

Над землею с переливами

Льется песня казака.

Хорош рассвет

Над Кубань-рекой,

Эх, в мире нет

Страны такой!

         Мы – потомки тех славных казаков, которые начинали три века назад обживать кубанские земли, тоже любим на досуге вспомнить хорошие песни. Не зря же за народной песней закрепилось точное определение, что она душа народа.

         Душа народа живет в его песнях. Из далекого прошлого несут они веру, радость, мечту. Но часть звучит в них и тревога. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда рядом с казаком-хлеборобом и воином, защитником отечества. Песня – связь с Родиной – с той землей, что обильно полита потом и кровью предков и с теми, что давно ушли от нас, но живут в славных делах своих. Полная драматизма героическая судьба кубанского казачества отразилась в исторических песнях.

         Это живая летопись, память, пущенная через сердце. Встают перед нами славные образы казаков. В песнях встает перед нами время.           «Ты, Кубань, ты наша Родина» - слушаем гимн.    

В дальних и трудовых походах пели казаки о сыновней любви к родной земле, о своем боевом товариществе, о степной воле. В песнях живет удалой казачий дух. «Як служив я в пана» - звучит в записи.

В песнях военный быт казаков, суровый боевой уклад, боевое братство, разлука с родительским домом и милой Кубанью неотделимы от мирной стороны жизни, потому что не разумны были для казака плуг и сабля. На долгие годы поставлены были здесь казаки охранять границы России. И пели казаки в походе о матерях и родном доме.

«Баллада о хлебе» муз. В. Захарченко – исполняем.

         Образность песен навеяна родной кубанской природой. В них широкие степи, высокие горы, быстрые реки.

 «Ой да Краснодарский край» муз. В. Захарченко сл. Хохлова – исполняем.

         Песни казаков Кубани – свидетели былых времен, их до сих пор поют в станицах края. Это золотой фонд казачьего фольклора. Народная песня живет, сохраняет волшебный первозданный лад. Высокая была песенная культура станиц, где каждый двор пел. Неотъемлемой частью и гордостью культурного быта каждой станицы был свой народный хор и чаще всего не один. Песни звучали во время походов, полевых работ. Самыми любимыми были песни о красоте кубанского края. Простые казачьи песни производят чарующие впечатления.

«Кубаночка» муз. Селезнева сл. В. Баландина – исполняем.

Обряды, связанные с временами года, крестьянским трудом, культом урожая, передается от старых к молодым, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразился уклад жизни народа, его души доброта, щедрость, любовь к земле-кормилице.

Это «праздничная одежда народной души» (Л. Н. Толстой).

«Казачья свадебная» муз. Чернавеного – слушаем в записи.

Заканчивается зима – нужно ее проводить. Чтоб не вернулись злые морозы, зазывают весну. Осень – время сбора урожая и свадеб. Зимой – «Рождество» и встреча Нового года – «святки».

Неповторимый мир заботами и трудностями, любовь, разлука, верность долгу, храбрость, смекалка.

Любят на Кубани, как и везде на Руси, пословицы и поговорки. Это маленькие колодцы народной мудрости. Будто солнечные блики в ручье, сверкают они в речи, делают ее яркой, красивой.

«Кубанские синие ночи» муз. Плотниченко – слушаем в записи.

вверх  домашняя     

 

Изобразительное искусство

Учитель Ефимова Л. И.

Урок изобразительного искусства в 5 классе

 

Тема. Народные промыслы. Хохломская роспись.

 

Цель. Формирование навыков росписи в традициях народного промысла, владение приемами и способами создания композиции.

             Научить передавать характер декоративных форм.

             Формировать умения и навыки рисования хохломской травки, цветов и ягод.

             Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.

 

Оборудование. Гуашь, бумага, кисти, листы тонированной бумаги (желтого цвета), шаблоны разных цветов, рисунок комнаты в деревенском доме, пластинка с русской народной песней «Ах вы сени, мои сени».

 

Ход урока

 

1.Создание эмоционального настроения

Учитель. Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие во времени. Мы отправимся с вами в XVII в., чтобы открыть секрет: хохломской чудо – росписи.

         Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских селах: Новопокровское, Семино, Кулигино, Разводино, Хрящу… Этой росписью занималось несколько десятков деревень. Но назвали эту роспись не новопокровской и не кулигинской, а хохломской. Как же это объяснить?

         Нам предстоит сегодня об этом узнать. Закройте глазки и представьте себе, что мы на ярмарке в селе Хохлома, куда везут свой товар семинские и кулигинские мастера. Оттуда разлетятся миски да ложки жар-птицами по разным селам, деревням и городам…

         Пока дети сидят с закрытыми глазами, учитель, во-первых, надевает кепку и подвязывает пояс. Желательно, чтобы на нем были надеты брюки и блузка навыпуск, чтобы получился костюм; во-вторых, выставляет на стол  хохломскую посуду, а на доске открывает иллюстрации с хохломской посудой.

         - Откройте глазки, и посмотрите на мой стол и доску.

Учитель предлагает детям товар.

         -Кому посуда для кашки, окрошки, Чудо-блюдо да чашки и ложки!

А вы знаете, откуда посуда?

Дети. Нет.

         - Из Кулигинского села.

         - А может, из Новопокровского.

         У. К вам приехала сама золотая хохлома. Да, так и зовут, по сей день, расписную золотую утварь хохломской. Как вы думаете, почему?

Д. Все свои изделия мастера из разных сел привозили в село Хохлома. Так люди и стали называть их хохломскими.

         У. Знаете ли вы, как началось это удивительное хохломское художество?

         Д. Нет.

         У. Существует такая легенда. Вам ее расскажет…

         Учитель называет имя ученика.

         Д. Говорят, давным-давно, поселился в лесу за Волгой веселый  мужичек–умелец. Избу поставил, стол да лавки сладил, посуду деревянную вырезал. Варил он себе пшенную кашу, да и птицам не забывал насыпать. Прилетела, как-то к его порогу жар – птица, он и ее угостил. Птица жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой, и вся посуда стала такой же.

         У. Спасибо. Очень интересную легенду ты рассказал. А на самом деле мастера  писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Вот таким образом мастера золотили посуду.

 

2. Объяснения нового материала, практическая работа.

         У. Сегодня мы все станем мастерами, и будем расписывать посуду, но сначала надо научиться писать узоры. Ребята рассмотрите внимательно посуду и иллюстрации. Какие вы заметили узоры?

         Д.Клубника, малина, смородина, рябина, вишня, волнистые линии.

         У. Замечательно, какие вы наблюдательные. Этот узор – волнистые линии называется трава- мурава. Давайте попробуем написать рябину. Возьмите свои листочки.

         Дети берут желтую бумагу, которую им раздали перед уроком.

         - Красную краску мы смешаем с желтой.

         Учитель показывает все узоры на доске, дети рисуют за ним.

         - Берем с вами кисточки с алой краской,  пишем такие кружечки. Мазок

так и так. Вот у нас получился круг.

         Дети рисуют три кружка.

         - Теперь берем черную краску. Кончиком кисти пишем веточки. Нажимая кистью, пишем листочки.

         Дети выполняют задание.

         - Делаем оживку.

         Дети рисуют.

         - А теперь мы будем писать вишню.

         Ягоду пишем мазками.

         - Пишем веточки и листочки, веточки кончиком кисти, а когда пишем листочки - нажимаем кисточкой. Делаем кончиком кисти оживку.

         Дети выполняют узор.

         - Следующий  узор клубника. Пишем клубнику так:

·        Мазок слева, мазок справа,

·        Пишем листик,

·        Пишем зернышки кончиком кисти.

 

Дети выполняют узор.

     Далее учитель показывает,  как пишутся малина, смородина и трава- мурава.

     Малина:

·        Пишем мазками кружочки,

·        Пишем листочки,

·        Делаем оживку.

 

Смородина:

·        Пишем мазками ягоды,

·        Проводим кончиком кисти веточку,

·        Пишем мазками листочек,

·        Делаем оживку.

 

Трава- мурава:

·        Пишем кончиком кисти,

·        Нажимаем на кисточку сильнее,

·        Пишем кудринки справа, затем слева,

·        Делаем оживку.

 

Дети рисуют.

     - Молодцы! Вы великолепно написали хохломские узоры. А теперь вы будете сами расписывать посуду.

      Детям раздают шаблоны. (Шаблоны, вырезанные из тонированной бумаги красного, желтого и черного цветов.)

     - Посмотрите у вас у всех шаблоны  разного цвета. Какими же красками  мы будем пользоваться?

     Д. На желтом фоне мы будем писать черным и красным.

     - На черном фоне – желтым и красным, а на красном фоне – желтым и черным.

     У. Очень хорошо, что вы это запомнили. Приступайте к своей работе, мастера. Надеюсь, что и ваши работы купят на ярмарке в Хохломе. Но сначала мы устроим выставку в классе.

     

3. Самостоятельная работа.

     Дети работают под музыку.

     Учитель, пока дети выполняют работы, вешает на доску рисунок домика или рисует его мелом на доске.

 

4. Анализ детских работ.

     У. Посмотрите, какие великолепные изделия получились у вас. Вы действительно настоящие мастера.

     Теперь вы в свои альбомы вклейте листок с вашим узором. Эта страничка будет посвящена хохломской росписи.  5. Домашнее задание.

     У. Сейчас я раздам листочки с кроссвордом, который вы должны заполнить дома.  Когда разгадаете кроссворд, вклейте этот листочек в альбом.

     Вопросы:

     По вертикали:

  1. Как еще можно назвать мастера, который расписывал посуду?

  2. Как называлось село, в котором на ярмарке  продавали мастера свои изделия?

  3. Один из цветов, который нам необходим для хохломской  росписи.

 

По горизонтали:

 

  1. Какие изделия расписывали мастера?

  2. Какой цвет (необходим) присутствует в хохломской росписи?

  3.  Это тоже цвет, мы используем его, так как не можем получить золотой.

  4.   Как называется нанесение узоров на деревянную посуду?

          На следующем уроке по этой теме дети составляют свои композиции, вырезают шаблоны, тонируют бумагу.

 вверх  домашняя     

Предмет – органическая химия.

                      

                 11класс. Учитель Блинова Г. И.

                         

                    Тема 6 «Природные источники

                         углеводородов».

 

Урок -  семинар.

 Тема. Природные источники углеводородов.

 Цели урока. Обобщить и систематизировать знания учащихся, углубить и расширить их представления о природных источниках нефтехимического сырья, акцентировать внимание на способах получения и областях использования углеводородов, подчеркнуть роль химии в решении народнохозяйственных проблем (сырьё, энергетика) на примере химических процессов- крекинга и риформинга нефтепродуктов.

 Формирование умений работать в группе, умений анализировать и сравнивать технологические схемы, изучать дополнительный материал.

 Воспитание личности способной отвечать за результаты своей деятельности, делать выводы, принимать правильные решения, объективно оценивать свою работу и работу товарищей.

 Оборудование.

 Физическая карта России.

 Модель двигателя внутреннего сгорания.

 Выставка «Нефть и продукты её переработки»: нефть, парафиновая свеча, каучук, пластмассы, машинное масло, бензин 73 и 95, вазелин, мазут, керосин и др.

Диаграмма «Химический состав природного и попутного газа».

Схема «Строение ректификационной колонны».

Таблички с терминами: «ректификация», «фракция», «октановое число», «крекинг», «термический крекинг», «каталитический крекинг», «риформинг(ароматизация)», «пиролиз», «сроки хранения»,  «газ», «нефть», «экологи».

Таблички с формулами н-гептана, 2,2,4-триметилпентана.

 Вступление учителя.

 Тема нашего семинарского занятия «Природные источники углеводородов». Такими основными источниками являются нефть, газ и каменный уголь-это энергоресурсы.

Страна, имеющая в достатке энергоресурсы имеет большие преимущества в экономическом развитии, в решении социальных проблем внутри страны. И во внешней политике этот фактор очень весомый. Вспомните какие проблемы возникли в Украине в конце прошедшего года и как они разрешились.

             Кто расскажет о этих событиях?

 Задачи урока.

 На сегодняшнем уроке мы должны познакомиться с составом, свойствами, способами переработки и применением природного и попутного газа и нефти. О каменном угле поговорим на следующем уроке.

 При подготовке к семинару класс поделили на группы: 1 группа готовила сообщения о газе, 2 группа о нефти, 3 группа-экологи эксперты.

 В каждой группе есть старший, который ведёт учет и оценку работы каждого участника (зачетный лист).

 Учащиеся должны внимательно слушать одноклассников, конспектировать основное, т. к. на следующем уроке будет проведён тест по данной теме, Каждый получит две оценки.

  Слушаем сообщения о природном и попутном газе.

      Природный  и  попутный газ.

 1. Состав.

Выступает 1 уч-ся из первой группы. Используя приготовленную им диаграмму, он рассказывает о составе данных источников углеводородов.

Сообщает, что природный газ образует самостоятельные месторождения, а попутный газ находится над нефтью или растворён в ней под давлением. Раньше его сжигали, а теперь используют как сырьё для химической промышленности.

 Во время данного рассказа второй уч-ся готовиться у доски.

  2.Применение (уравнения записываются на доске и объясняются)

CH4 + 2O2=CO2+2H2O+Q (топливо)

CH4  1000 C  C   +   2H2  (получение сажи и водорода)

H4  1500 С  С2H2  + 2H2 (получение этина-ацетилена)

C2H6  500  C   C2H4  +  H2 (получение этена-этилена, который используется для производства полиэтилена и этилового спирта).

 3.Замена пищевого сырья непищевым имеет огромное значение.

В производстве этилового спирта(этанола) зерно и картофель заменяют этеном, который получают из этана, входящего в состав попутного газа.

Демонстрирует подготовленную таблицу.

                                 3,5 т зерна

  1 т спирта        10  т  картофеля

                           0,7 т этена

------------ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

                             ЗАДАЧА. Определить, какой объём попутного газа (н.у.), содержащего           

Домашнее                              30% этана, необходим для получения 10 т этанола.

Задание  .            повторить раздел «Природные источники углеводородов».

Учитель: «Что по этому поводу думают наши экологи?».  

1-эколог. Природный газ, действительно, энергетически эффективное топливо. Кроме этого оно довольно экологически чистое, т.к. при его горении выделяются углекислый газ и вода. Необходимо только сохранять растения (восстанавливать вырубленные леса, озеленять населённые пункты), потому что именно растения при фотосинтезе поглощают  углекислый газ.

 

2-эколог.При использовании природного газа в быту необходимо строго соблюдать правила: 1-зажигать сначала спичку, а потом включать газ

                2- не оставлять без присмотра включенную плиту при приготовлении пищи

                3- обязательна вытяжка для удаления из помещения углекислого газ и паров

                     воды

                4- не допускать утечки газа, которую можно определить по запаху или с

                     помощью мыльного раствора

                5- все ремонтные и установочные работы должны проводиться только

                    специалистами.

 Теперь предоставляется слово 2-ой группе.

           Нефть.

 1.     Физические свойства и состав.

  Нефть- маслянистая жидкость, темного цвета, с характерным запахом, легче воды и нерастворима в ней.

  Нефть- это смесь  около 150 углеводородов: предельных (алканов, циклоалканов), непредельных и ароматических. Для каждого месторождения характерны свои особенности состава.

 

  1. Основные месторождения нефти и газа в России и в Краснодарском крае.

Используя карту, показать основные месторождения: Западно-Сибирский бассейн,

                                                                                      Волго-Уральский,

                                                                                      Прикаспийский.

Краснодарский край: месторождения газа в центральных степных районах, нефть на юге в предгорье Кавказа. Мы используем газ Каневского месторождения.

 Применение. Используя выставку «Нефть и продукты её переработки» указать, что из нефти получают: различные виды топлива, смазочные материалы, пластмассы, синтетический каучук, парафин, вазелин.

 

Учитель: «Еще Менделеев заметил, что топить нефтью, значит топить ассегнациями». Этим он хотел сказать , что нефть необходимо перерабатывать.

              Какие существуют способы переработки нефти?

 

  1. Перегонка нефти (ректификация).

Используя схему установки для перегонки нефти, рассказывает следующее.

Установку для перегонки нефти изобрёл русский инженер В.Г. Шухов в 1891 г.

Трубчатые печи его конструкции используются до сих пор. В этой печи нефть нагревается до 4500 и превращается в пары, которые поступают в ректификационную колонну высотой 50-60 м . Поднимаясь вверх, пары постепенно остывают, превращаясь в жидкие фракции. Фракция –это смесь углеводородов. Жидкие продукты  собираются на поперечных перегородках и выводятся.

     Температура              фракция                             применение

         40-200                    (С511) бензиновая               топливо

        150-250                   (С814) лигроиновая             горючее для тракторов

        180-300                   (С1218) керосиновая            горючее для самолётов и ракет

        270-350                                   газойлевая               дизельное топливо

                                                        Мазут                       топливо для котельных,

                                                                                         производство масел, вазелина,                   

                                                                                         парафина.

                                                                                         После всех переработок остаётся

                                                                                         гудрон, который используется для

                                                                                         осфальтирования дорог.

 

  1. Все знают, что существует много марок бензина (73, 95). Самой главной характеристикой бензина является детонационная стойкость-устойчивость к взрыву.

Используя модель двигателя внутреннего сгорания рассказывает:

при верхнем положении поршня пары бензина сжимаются и взрываются от искры свечи. Взрыв толкает поршень вниз, при этом энергия передаётся на ведущие оси.

Если устойчивость к взрыву (детонационная стойкость) небольшая, взрыв происходит раньше верхнего положения поршня, что разрушает двигатель.

 

  1. Детонационная стойкость выражается октановым числом.

Демонстрирует таблички с формулами  н-гептана и 2,2,4-триметилпентана и рассказывает: гептан линейного строения взрывается очень легко, его детонационная стойкость равна 0, у 2,2,4-триметилпентана детонационная стойкость равна 100%. Очень стойкий к взрыву. Таким образом, бензин-95 имеет такую детонационную стойкость как смесь состоящая из 95% 2,2,4-триметилпентана и5% н-гептана.

 

Учитель: «Практический выход бензина при перегонке всего лишь 20%».

Этого недостаточно для бурно развивающегося автотранспорта.

Как дополнительно получить бензин?

 

6 и 7.

                                                             КРЕКИНГ-расщепление

                                                           более тяжелых фракций.

                                Термический                                     каталитический.

   Температура=470-5500                                                темп.=450-5000

 Высокое давление                                                        нормальное давление

                                                                                        Катализатор (алюмосиликаты)

                                                          С12Н26

   СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН3                                              СН3

                                                                 СН3 --    С  --   СН2 – СН3

  СН2=СН-СН2-СН2-СН2-СН3                             СН3

 

                                                                   Циклогексан

 

                                                Сроки хранения

             Малые                                                                большие

Т.к. непредельные углеводороды                           Окисления не происходит

Окисляются

                                            Октановое число

                            Низкое                                         высокое

           Учитель: «Какие еще есть способы переработки нефтепродуктов?»

  1. Риформинг (ароматизация) бензина.

Производят нагревание бензина в присутствии катализатора (платина). При этом алканы превращаются в арены, что увеличивает октановое число. Этот способ используется так же для получения ароматических углеводородов.

 

  1. Пиролиз нефтепродуктов: нагревание  нефтепродуктов до 650-800о С. При этом образуются непредельные углеводороды и ароматические. Они являются сырьём для химической промышленности.

 Учитель: «Какие будут сообщения у экологов-экспертов?»

 Экологи.

1.          Большие проблемы возникают при транспортировке нефти. Не везде можно построить трубопроводы  и нефть или нефтепродукты перевозят в танкерах. Аварии на этих судах приводят к разливу нефти, которая тонким слоем покрывает воду и не даёт проникнуть кислороду, что приводит к гибели всех организмов. По данным международных экологических служб 1/3 поверхности мирового океана покрыта маслянистой плёнкой.

 

2.          (эколог) При активном сжигании углеводородов происходит резкое увеличение углекислого газа в атмосфере. Растения не справляются, не могут весь СО2 поглотить. Накопление СО2 приводит к возникновению парникового эффекта на планете. По мнению ученых парниковых эффект вызовет глобальное потепление. Потепление не будет равномерным. В некоторых районах уже происходят аномальные погодные явления: обильные снегопады в странах Африки, в Италии, юге Франции, смерчи и град в странах Европы.

Поэтому во всех развитых странах ученые работают над изобретением новых источников энергии.

 

 

Подведение итогов урока:        объявление оценок старшими групп,

                                                     замечания учителя, благодарность за подготовку.

 

                    На следующем уроке знания проверяются следующими тестами.

                            Тест по теме «Природные источники углеводородов».

                                                         №1

1.Основной компонент природного газа: 1)метан 2)этан 3) пропан

2.По сравнению с другими видами топлива природный газ: 1)легче добывать 2)энергетически более      

   эффективен  3)не требует затрат на транспортировку.

3.Нефть – это: 1)маслянистая жидкость хорошо растворимая в воде 2)жидкость черного цвета, тяжелее воды 3)маслянистая жидкость темного цвета, легче воды.

4.Самый легкий нефтепродукт – это: 1)мазут 2)керосин 3)газойль 4)бензин.

5.Ректификация – это: 1)окисление 2)расщепление 3)перегонка 4)ароматизация.

6.Бензин термического крекинга: 1)устойчив при хранении 2)содержит непредельные углеводороды

  3)имеет высокое октановое число.

7.Процесс крекинга отражает уравнение: 1) C8H18 = 8C  + 9H2  2)C8H18 = C8H16 + H2

                                                3) C8H18 = C4H10 + C4H8

 

 

                        Тест по теме  «Природные источники углеводородов»

                                                 №2

1.В попутном нефтяном газе больше: 1)метана 2)гомологов метана 3) гомологов метана газообраз –

    ной фракции.

2.Природный и попутный газы используется как: 1)топливо 2) сырьё для химической     

   промышленности 3)топливо и сырьё для химической промышленности.

3.Состав нефти различных месторождений 1)одинаков 2)различен

4.Самый тяжелый нефтепродукт – это 1) керосин 2)мазут 3) бензин 4)легроин.

5.Крекинг – это 1) перегонка 2) ароматизация 3)расщепление 4)окисление.

6.Бензин каталитического крекинга: 1)содержит непредельные углеводороды 2)имеет высокое

  октановое число 3)не устойчив при хранении.

7.Процесс крекинга отражает ур-ние: 1)C10H22 = C5H12C5H10  2)C10H22= 10C + 11H2              

3)C10H22 + Cl2 = C10H21Cl + HCl

 

 

                             Тест по теме «Природные источники углеводородов».

                                                          №3

1.Основной компонент природного газа: 1)пропан 2)этан 3) метан

2.По сравнению с другими видами топлива природный газ:1)не требует затрат на транспортировку.2) легче добывать3)энергетически более эффективен 

3.Нефть – это: 1)маслянистая жидкость хорошо растворимая в воде 2)жидкость черного цвета, тяжелее воды 3)маслянистая жидкость темного цвета, легче воды.

4.Самый легкий нефтепродукт – это: 1)мазут 2)керосин 3) бензин 4)легроин.

5.Ректификация – это: 1)окисление 2)расщепление 3)ароматизация 4)перегонка.

6.Бензин термического крекинга: 1)устойчив при хранении 2)имеет высокое октановое число

  3)содержит непредельные углеводороды

7.Процесс крекинга отражает уравнение: 1) C8H18 = 8C  + 9H2  2)C8H18 = C8H16 + H2

                                                3) C8H18 = C4H10 + C4H8

 

 

 

             Тест по теме  «Природные источники углеводородов»

                                                 №4

1.В попутном нефтяном газе больше: 1)метана 2)гомологов метана газообразной фракции

  3) гомологов метана .

2.Природный и попутный газы используется как: 1)топливо 2)топливо и сырьё для химической     

   промышленности 3)топливо и сырьё для химической промышленности.

3.Состав нефти различных месторождений 1)различен 2)одинаков

4.Самый тяжелый нефтепродукт – это 1) керосин 2)бензин 3) мазут4)легроин.

5.Крекинг – это 1) расщепление2) ароматизация 3)перегонка 4)окисление.

6.Бензин каталитического крекинга: 1)содержит непредельные углеводороды 2)не устойчив при хранении 3)имеет высокое октановое число.

7.Процесс крекинга отражает ур-ние: 1)C10H22 = C5H12C5H10  2)C10H22 = 10C + 11H2              

3)C10H22 + Cl2 = C10H21Cl + HCl

 

вверх  домашняя     

 

 

Домашняя ] Вверх ]

Отправить сообщение дл: ahtprimschool9@rambler.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 08.02.2011


Hosted by uCoz